Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы в том, что в последнее десятилетие в нашей стране проводится активная политика по защите прав потребителей. Это связано с тем, что Россия находится на стадии становления рыночной экономики, которая до сих пор не выстроила систему взаимоотношений между производителями, продавцами, потребителями. Поэтому в этот период потребитель наиболее нуждается в повышенной защите со стороны государства. Таким образом, одной из основных проблем современной России является необходимость введения и применения эффективных методов защиты прав потребителей. В Российской Федерации провозглашены основные права и интересы потребителей, соответствующие международно-правовым стандартам в этой области. Основным нормативным актом, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей в Российской Федерации, Законом "О защите прав потребителей" от 7 апреля 1992 года.
Потребительское законодательство регулируют такие законы как: Закон «О техническом регулировании», Закон РФ «О защите конкуренции», новый Закон «О рекламе» и др. Требование к законам лишь одно, не противоречить Закону РФ «О защите прав потребителей» и не ущемлять уже принятые действующим Законом права потребителей. Поэтому данный закон направлен на обеспечение гарантий граждан (потребителей), а также повышение ответственности продавца. Закон предусматривает для потребителя необязательность претензионного порядка, альтернативную подсудность, отсутствие государственной пошлины при подаче иска, дополнительные штрафные санкции для продавца и т.д.
Право на качество товара (работы, услуги) – это фундаментальное право потребителя, потому как любой гражданин, вступая в обязательственные правоотношения с продавцом, рассчитывает на достижение того эффекта, который позволит удовлетворить личные, бытовые, семейные и другие нужды в необходимой ему мере. Другими словами, в большинстве своем граждане не задумываются о неблагоприятных последствиях (и не должны задумываться), связанных с возможным приобретением некачественного товара (работы, услуги). От более существенных нарушений потребителей защищают нормы, административного и уголовного права. Однако регулирование отношений с участием потребителей осуществляется нормами гражданского законодательства, в частности Гражданского кодекса Российской Федерации. В настоящее время существуют некоторые проблемы защиты прав потребителей при продаже товаров ненадлежащего качества.
Объект исследования – законодательство Российской Федерации в области защиты прав потребителей.
Предмет исследования – защита прав потребителей в России и за рубежом.
Цель исследования – право потребителей на информацию и защита прав потребителей в России и за рубежом.
Задачи исследования:
определить сущность понятия «защита прав потребителей»;
рассмотреть мировую практику по защите прав потребителей;
изучить международный опыт в сфере защиты прав потребителей;
рассмотреть изменения в законе о защите прав потребителей;
охарактеризовать особенности досудебного регулирования защиты прав потребителей;
изучить актуальные проблемы защиты прав потребителей и пути их решения.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Законодательство в области защиты прав потребителей
1.1 Сущность понятия «защита прав потребителей»
Одной из важных задач политики государства в сфере защиты прав потребителей на сегодняшний день является создание действенной системы защиты прав потребителей и механизма их реализации. Так как потребитель является незащищенной стороной в отношениях, которые возникают в процессе реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг, эффективное регулирование данной области отношений со стороны государства просто необходимо.
Потребитель, его интересы, права на качество и безопасность товара, на наличие сведений об изготовителе, исполнителе и продавце должны рассматриваться в качестве одного из приоритетных направлений развития потребительской политики. Большое значение для обеспечения прав потребителей имеет ряд международных актов, в частности таких, как Руководящие принципы для защиты интересов потребителей, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 9 апреля 1985 г. и пересмотренные Резолюцией ООН 70/186 от 22 декабря 2015 г., Соглашение об основных направлениях сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в области защиты прав потребителей (заключено в г. Москве 25 января 2000 г.) [22; 91].
В российском законодательстве в соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон «О защите прав потребителей») [8] к источникам правового регулирования следует относить Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ), Закон «О защите прав потребителей» и иные федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты РФ.
Исходя из содержания ст. 1 Закона «О защите прав потребителей», среди перечисленных нормативных правовых актов главенствующее положение в структуре законодательства о защите прав потребителей занимает ГК РФ. В юридической науке ряд авторов полагает, что нормы о защите прав потребителей нуждаются в отграничении от других правовых норм в связи с их принадлежностью к особому институту права, и поскольку указанные нормы регулируют особую область – отношения, возникающие в сфере защиты прав потребителей, то в системе гражданско-правовых норм, регулирующих указанные отношения, первостепенными необходимо считать нормы, которые закреплены в специальном законе – Законе «О защите прав потребителей» [8].
На наш взгляд, подобный вывод является спорным ввиду того, что по сравнению с нормами других правовых актов, регулирующих гражданские правоотношения, к числу которых также относится и защита прав потребителей, преимущество имеют нормы ГК РФ. В соответствии со ст. 3 ГК РФ, если в других законах содержатся нормы гражданского права, они должны соответствовать ГК РФ. Однако предусматривается принятие специальных законов и других правовых актов, основанных на этих законах. К числу таковых специальных законов следует относить также закон «О защите прав потребителей» [3].
При регулировании указанных отношений приоритет отдается общим и специальным нормам ГК РФ, а положения самого Закона «О защите прав потребителей» к соответствующим отношениям применяются лишь в той части, которая не урегулирована ГК РФ и иными специальными законами, или в том случае, если ГК РФ прямо предусматривает необходимость применения законодательства о защите прав потребителей [3].
К примеру, ст. 9 Федерального закона от 26 января 1996 г. № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» регламентирует для всех видов гражданско-правовых договоров общеобязательное правило, в соответствии с которым если в обязательстве одной из сторон является гражданин, который приобретает, использует, заказывает или намеревается заказать или приобрести товары (услуги, работы) для личных бытовых нужд, то данный гражданин имеет права стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также пользуется правами, предоставленными потребителю Законом «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами [3].
Поэтому мнение о том, что нормы о защите прав потребителей необходимо отграничить от других правовых норм и считать их приоритетными по сравнению с положениями ГК РФ, на наш взгляд, является недостаточно обоснованным, так как основополагающие нормы, регулирующие защиту прав потребителей, закреплены в части второй ГК РФ, к ним, в частности, относятся: гл. 30 «Купля-продажа» (§ 2 «Розничная купля-продажа», § 6 «Энергоснабжение», § 7 «Продажа недвижимости»), гл. 34 «Аренда» (§ 2 «Прокат»), гл. 37 «Подряд» (§ 2 «Бытовой подряд», § 3 «Строительный подряд», § 4 «Подряд на выполнение проектных и изыскательных работ»), гл. 39 «Возмездное оказание услуг» и др. Следует отметить, что российское законодательство в области защиты прав потребителей, особенно ГК РФ и Закон «О защите прав потребителей», неоднократно подвергалось изменениям, направленным на его систематизацию [4].
Закон «О защите прав потребителей» функционирует в целях регламентации отношений, которые возникают между изготовителями и потребителями (продавцами, исполнителями), в частности для закрепления прав потребителей на приобретение товаров (услуг, работ) надлежащего качества, получение потребителями информации о товарах (работах, услугах), а также их изготовителях (продавцах, исполнителях), в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья потребителей, их информирования, защиты их интересов государством и обществом, а также определения механизма реализации прав потребителей [8].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 1993. – № 237.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2021). // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 54. Ст. 2541.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 23. Ст. 899.
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 08.12.2020, с изм. от 12.01.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 46. Ст. 4532.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.12.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 63. Ст. 1257.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 2.12.2020) //Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.
7. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ. - 2008. - №52 (ч.1). - Ст.6249.
8. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 08.12.2020) «О защите прав потребителей» // Российская газета. – №8. – 1996.
9. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 25 сентября 2007 г. № 0100/9706-07- 32 «О контроле и надзоре в сфере потребительского кредитования (дополнение к письму от 12.07.2007 № 0100/7062-07- 32)» // СПС КонсультантПлюс
10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 (ред. От 06.02.2007) «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» //СПС КонсультантПлюс
11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2012. – № 9.
12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» //СПС КонсультантПлюс
13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2016. – N 5.
14. Абдурахманов, Р.Р. Защита прав потребителей при продаже товаров ненадлежащего качества / Р.Р. Абдурахманов // NovaUm.Ru. 2017. – № 6. – С. 202-204.
15. Айман, Т.О. Защита прав потребителей / Т.О. Айман. - М.: РИОР, 2018. - 495 c.
16. Акопджанян, С.И. Формы и способы защиты прав потребителей / С.И. Акопджанян // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. LXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(68). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sibac.info/archive/meghdis/9(68).pdf
17. Арутюнов, Д.Р. Административно-правовой режим предпринимательской деятельности в особых экономических зонах. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/ publications/abstract/Arutjunov_DR.
18. Брыжова, Е. М. Актуальные проблемы защиты прав потребителей финансовых услуг / Е. М. Брыжова, Д. Д. Сарафанова. // Молодой ученый. – 2021. – № 1 (343). – С. 82-84.
19. Величко, А.С. Защита прав потребителей: некоторые проблемы теории и практики / А.С. Величко, В.М. Шамаров // Вестн. екатерининского ин-та. 2017. – № 1(37). – С. 108–112.
20. Галиуллин, Р.Р. Обзор отдельных проблем судебной практики по делам о защите прав потребителей / Р.Р. Галиуллин // Знание. 2016. – № 10-3 (39). – С. 138–141.
21. Гартина Ю.А. Банкротство юридического лица / Ю.А. Гартина, Е.С. Якушова // Тенденции и перспективы решения проблем государства и права: сб. ст. Междунар. научн.- практ. конф. – Уфа: ООО «Аэтерна» – 2017. – С. 26–30.
22. Гордеев, Н.Г. Защита прав потребителей в России и за рубежом / Н.Г. Гордеев // Вестник Института мировых цивилизаций. 2016. – № 13. – С. 91–101.
23. Гафарова, Г. Р. Защита прав потребителей / Г.Р. Гафарова. - М.: Юстицинформ, 2019. - 376 c.
24. Данилов, В. Правовой статус потребителя и его закрепление в Конституции России / В. Данилов // Право и жизнь. 2017. – № 9. – С. 24.
25. Коростелев, Н.Ю. Развитие и современное состояние особых экономических зон в России / Н.Ю. Коростелов // Молодой ученый. – 2019. – № 21. – С. 204-206.
26. Костоусова, А. Е. Особенности правового регулирования правоотношений в сфере защиты прав потребителей / А. Е. Костоусова. // Молодой ученый. – 2020. – № 4 (294). – С. 394-397.
27. Государственная защита прав потребителей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://centeryf.ru/data/Yuristu/gosudarstvennaya-zashchita-potrebiteley.php 2.
28. Моисеева, О.В. Основные направления формирования и реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей / О.В. Моисеева, О. Чурсина // Современное общество и власть. - 2016. - №2 (8). - С. 167-172. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_ 27253822_77264840.pdf
29. Райлян, А.А. Гражданско-правовая защита прав потребителя: вопросы теории и судебной практики / А.А. Райлян // Арбитражный и гражданский процесс. 2018. – N 10. – С. 22-24.
30. Талабаев, Е.А. Проблемы защиты прав потребителей при продаже товаров / Е.А. Талабаев // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». – 2018. – Т. 6, № 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru.
31. Теоретические и практические аспекты современного частного права: монография / А.В. Агутин, Г. В. Синцов, Ю.А. Гартина и др.; под общ. ред. Г.В. Синцова. – Пенза: ПГУ, 2017. – 150 с.
32. Чеснокова Ю.В. К вопросу о понятии морального вреда в гражданском праве / Ю.В. Чеснокова // Актуальные проблемы и направления развития права, общества и государства в современной России: материалы Всерос. научн.- практ. конф. – М. : Московский университет им. С.Ю. Витте, 2017. – С. 420–422.
33. Чеснокова Ю.В. Понятие морального вреда в российском гражданском праве / Ю.В. Чеснокова // Тенденции развития современного общества: экономико-правовой аспект: сб. науч. трудов межд. научн.- практ. конф. – Пенза: ПГУ, 2016. – С. 300–302.
34. Якушова Е.С. Конституционные обязанности предпринимателей / Е.С. Якушова // Актуальные проблемы и направления развития права, общества и государства в современной России: материалы Всерос. научн.- практ. конф. – М. : Московский университет им. С.Ю. Витте. – 2017. – С. 264–268.